Теософский словарь
"Теософский словарь", Е.П Блаватская, Москва, изд-во "Сфера", 1994 г. и др. источники ( Объяснение некоторых терминов, вошедших в этот сайт)
АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ (оккульт.) - Невидимая сфера, окружающая наш земной шар, так же как и любой другой, соответствующая в качестве второго Принципа Космоса (Третий есть Жизнь, чьим проводником она является). Тонкая сущность, видимая лишь ясновидящему оку, и низший, за исключением одного (а именно, земли), из Семи Акашных или Космических Принципов….Астральный свет выдает лишь то, что получил, он является великим земным тигелем, в котором все низшие эманации земли (моральные и физические), которыми напитан астральный свет, преобразуются в свою тончайшую сущность и посылаются обратно усиленными; таким образом, становясь эпидемиями - моральными, психическими и физическими. В оккультной физике и алхимии наглядно доказано, что он содержит в своих безбрежных волнах не только будущность и потенциальные возможности каждого качества жизни, но также и реализацию мощи каждого качества духа. Обозначение астральный является древним и употреблялось неоплатониками. Порфирий описывает небесное тело, которое всегда соединено с душою, как "бессмертное, лучистое и звездоподобное". Корень этого слова можно найти в скифском Aist-aer ,что означает звезда, или в ассирийском Istar, которое имеет то же значение.
АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО - (Кама Рупа), одно из четырех так называемых низших тел человека (физическое, эфирное, астральное, ментальное), в то время, как чистый разум (Манас высший), духовное начало (Буддхи) и Божественная Воля (Атман) составляют его Высшую бессмертную Триаду. Считается, что низшие аспекты астрального тела являются самыми грубыми из всех начал человека, т.к. они являются центром низких животных эмоций, в то время как физическое тело лишь своего рода "неответственный" проводник указанных грубых чувств человека.
Одновременно А.т. выполняет функцию передаточного звена между высшим началом человека и его физическим мозгом (телом).
А.т. духовно неразвитого человека характерно меньшими аурическими размерами, обладает недостаточной световой насыщенностью, центры высшего сознания (чакры) практически не видны. По мере духовного продвижения А.т очищается, чакры становятся видны, а затем переходят во вращение. Во время сна А.т. уже не задерживается вблизи тела, а может перемещаться в астральном мире, воспринимая впечатления данного плана и запечатлевая их в мозгу, в ряде случаев как пророческие сны или видения.
Очищение астрального тела от страстей, свойственных животной природе человека, дает возможность для развития высшего астрального спектра вибраций, ведущих к высшим эмоциям, выражающимся в различных аспектах творчества, любви, искусства в их наиболее высоких формах проявления.
ВЛАДЫКИ СВЕТА - или Дхиан Коганы - (санскрит.) Высшие боги, соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные Разумы, которым поручен надзор за Космосом.
ВЫСШАЯ ТРИАДА - или Дух - синтез трех высших принципов (центров) человека: Атман, Буддхи и Манас (Воля, Любовь и Мудрость). Это представляет собой бессмертную индивидуальность человека, сохраняющуюся на протяжении всего манвантарного цикла (время существования проявленной Вселенной), со всеми сопутствующими её эволюции накоплениями.
ВЫСШЕЕ Я - Всевысший Божественный Дух, осеняющий человека. Венец высшей духовной Триады в человеке - атман.
ДУХ - Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей об употреблении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософских учениях слово "Дух" применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом Высший разум в человеке или его Эго (манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи (духовная душа человека). Дух не имеет формы и не материален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию - божественную сущность.
Поэтому теософы отказываются называть "духами" тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их "оболочками" и различными другими именами. Короче говоря, дух не является сущностью в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма, там есть причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух - можно описать как центр сознания, самоощущающий и само-сознательный центр, а не обусловленный индивидуум.
ДУХОВНОСТЬ - "В оккультном понимании духовность слабо связана, или же вовсе не имеет ничего общего с благочестивыми эмоциями, она относится, прежде всего, к способности человеческого разума воспринимать знания - абсолютные знания - непосредственно из первоисточника, минуя долгий процесс логических рассуждений. Таким образом, духовность не есть набожность. Духовность это мышление Высшего порядка, познающее деятельность природы, посредством непосредственного слияния разума с её высшими принципами. (А.П.Синнет, "Эзотерический буддизм").
ДУША - жизненный принцип или дыхание жизни, которое имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. Если дух является синтезом качеств Индивидуальности человека, то душа представляет собой синтез качеств Личности, т.е. свойств человека в текущем его воплощении (определяется телами ментальным, астральным, эфирным и физическим).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - понимается как высшее человеческое Эго, вечное и бессмертное, сохраняющееся от воплощения к воплощению в отличие от личности, проявляющей себя на время одного воплощения - текущей жизни. В теософии различаются бессмертное и божественное Эго и смертное человеческое Эго, которое погибает. Последнее, или "личность" (личное Эго), переживает мертвое тело лишь на незначительное время в камалоке (полуматериальный план, субъективный и невидимый для нас, где развоплощенные "личности", астральные формы, называемые "камарупами", остаются до тех пор, пока не исчезнут оттуда после полного уничтожения последствий ментальных импульсов, породивших эти эйдолоны человеческих и животных страстей и желаний. Это страна Безмолвных Теней).
КАЛИ ЮГА - черный или железный век. Предшествует Сатия Юге. Наш настоящий период.
ЛИКАНТРОПИЯ - (Греч.)Физиологически, болезнь или мания, во время которой человек воображает, что он волк, и действует, как таковой. Оккультно это означает то же самое, что и "оборотень",а именно психологическую способность определенных колдунов являться в образе волка.Вольтер указывает, что в округе Джура за два года, между 1598 и 1600 годами слишком ревностным христианским судьёй были преданы смерти более 600 ликантропов. Это не означает, что пастухи, обвиненные в колдовстве, показавшись в образе волков, на самом деле имели способность физически превращаться в таковых, но просто то, что они обладали гипнотической силой заставить людей (или тех, кого они считали врагами) поверить, что те видят волка, когда на самом деле ничего подобного не было. Проявление такой способности действительно представляет собой колдовство. "Демоническое" одержание в основе своей истинно, за исключением чертей христианской теологии.
Учение Живой Этики так говорит о Матери Мира: "Владычица, я Тебя возвещаю, как Великую Сотрудницу Космического разума. Владычица, поверх всех сил Космических ты несешь в Себе то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую. Владычица, утверждающая все явления Разума, Ты - Дательница радости космического творчества. Владычица край устремлений украсит творческим огнем. Владычица мысли и Водворяющая жизнь, Тебе являем сияние Нашего Духа. Матерь, Владыками чтимая, Мы несем в сердце огонь Твоей любви. В Твоем Сердце живет луч дающий: в Твоем Сердце зарождается жизнь, и Луч Владычицы утвердим. Да, да, да. Так Космос живет на величии Двух Начал, да, да, да! Так Космос венчает Два начала! Так Матерь Мира и Владыки строят жизнь, да, да, да! И в беспредельном устремлении Космический Магнит объединяет свои сокровенные части. Так Мы Владычицу чтим за всеми пределами". (Иерархия,9).
МАХАТМА - (санскр..) - букв. "Великая Душа"). Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, вне препятствий со стороны "человека из плоти" обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются рахатами и архатами.
МЕДИУМИЗМ И ЯСНОВИДЕНИЕ - "Мудро указать на различие между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто… своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза или шишковидной железы…Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целого ряда жизней, строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум, при небольшой практике, может преуспеть в несколько дней. - Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен низшими слоями Тонкого Мира. Именно, высшие планы недоступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях. - Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение". (Е.И.Рерих, письма).
ЯСНОВИДЕНИЕ - "…есть общая способность, - собаки, идиоты и человек одинаково располагают ею…. Можно даже отметить любопытный факт, что большинство медиумов и психиков (за редким исключением) не отличались высокими умственными способностями. Именно особенность организма, в случае медиумов, и нарушенное равновесие, в случае психиков задерживают правильное развитие высших центров, иногда даже совершенно парализуя их. Вот почему мы не преклоняемся перед медиумами, но скорее сожалеем их. Ибо по своему строению медиум от рождения открыт для всех внешних влияний. Воля медиума легко подчиняется одержателям, которыми кишат низшие слои Тонкого Мира и, конечно, опасность в том, что медиум не признает своего подчинения. Именно, труднее всего медиуму укрепить свою волю и тем противостать одержателям и шептунам. У многих медиумистические особенности в зачаточном состоянии, и даже обладающий такой особенностью организма часто не подозревает о ней, и благо ему, если не будет дан толчок к развитию их до того, как он утвердится на духовном пути". (Е.И.Рерих, письма).
ОБОЛОЧКА - Название призраков мертвых, "духов" спиритов, фигурирующих в физических феноменах, названы так по тому, что они суть лишь призрачные формы, опорожненные от своих высших принципов.
ОДЕРЖАНИЕ - внедрение в ауру или энергоинформационное поле человека чужой, развоплощенной сущности (жившего когда-то человека), элементария, либо сущности - порождения низших слоев астрального мира с целью подчинения воли, сознания и тела человека своим интересам.
ОДЕРЖАТЕЛИ - "Ярые, злобные души и души, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени своих страстей. Именно они являются, большею частью, ночными шептунами и одержателями. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним такого обитателя причиняет им страдания, и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительство таких ожогов тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев тонкого Мира (Кама-Лока) не поддаются описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилить их и не отяжелять себя подобными мыслеобразами".(Е.И.Рерих, письма).
"…Потеряв через безрассудные действия свой шестой и седьмой принципы (Высшую Триаду - авт.), (хотя и не навсегда), ибо они могут вернуть оба, вместо того, чтобы принять свое наказание и постараться найти возможность искупления, они часто сожалеют о жизни и соблазняются вернуть её захватом, преступными средствами. В Кама-Локе, месте сильнейших вожделений, они могут удовлетворить свои земные вожделения, лишь через живой организм и, поступая так, по истечению естественного срока, они обычно утрачивают свою Монаду навсегда. Они суть - Пишачи, Инкубы и Суккубы средневековья. Демоны алчной прожорливости, сладострастия, скупости - элементарии, интенсивного коварства, порочности и жестокости; вызывающие своих жертв на ужасные преступления и наслаждающиеся своим поручением! Они не только губят своих жертв, но эти психические вампиры, увлекаемые потоком своих адских импульсов, наконец, в определенный срок завершения их естественного периода жизни, уносятся из ауры земли в области, где века они терпят ужасные, изысканные страдания и кончают совершенным уничтожением".(Письма Махатм, изд. "Вико", Новосибирск, 1993 г., письмо 70).
ПСИХИЗМ - "Всё, что не носит на себе печати духовности, всё, что не имеет отношения к высшему плану, плану высшего Манаса или Буддхи, называется психизмом. Все достижения посредством механических упражнений относятся к области низшего психизма, ибо они никогда не могут дать открытия высших центров, не говоря уж об огненной трансмутации их" (Е.И.Рерих, письма).
САТИА ЮГА - Золотой век, век истины и чистоты.
СЕРДЦЕ - в Учении "Агни Йоги" главный и основной центр высшего сознания человека. "Сердце - это солнце организма". Оно есть средоточие психической энергии, это высший концентратор духовных потенций человека, таких его качеств, как сострадание, великодушие, любовь, щедрость, милосердие и т.д.
Говоря об Учении Сердца, как об эпохе грядущей новой Эры человечества (Шестой фазе или Расе его совершенствования) необходимо подчеркнуть, что соотношение мозга и сердца есть соотношение материи и духа, где первый дает познание и овладение миром физическим, в то время, как второй открывает путь к познанию и овладению мирами Высшими, Космическими. Оба необходимы и один другого дополняют.
"Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию.
Утверждение закона сердца прошло по всей истории человечества. Можно наблюдать, как через несколько веков люди снова обращаются к пути истинному". (Сердце,596).
УРУМИЯ - термин, относящийся к диагностике явления одержания при посредстве чувствознания или так называемого "огненного понимания явления урумии".
Один из признаков распознавания одержимости состоит в двойственном существовании человека, которое проявляет себя через бегающую тень в глазах. (Не отсюда ли неосознанное желание многих одержимых носить постоянно, даже в помещении, защитные очки?)
Учение Агни Йоги (Сердце,219) говорит, что можно отметить изменения в походке, голосе и даже в весе. Библия повествует об изгнании одержателей Христом и апостолами. Однако, за исключением редких Высоких Духовных Сущностей, указанная форма исцеления доступна далеко не многим. Первым условием должны быть несомненная духовная чистота, светлый и сильный тип личности целителя.
Одна из особенностей явления одержания состоит в том, что лица, ставшие жертвой низших сущностей и отбросов астрального мира, не замечают произошедшей с ними перемены. Двойственность, обусловленная диктовкой низших мыслей, чувств и поступков, воспринимается как присущая их личности, в то время, как они внушаются внедрившимися через дефекты ауры невидимыми врагами, борьба с которыми равносильна борьбе с самим собой.
Поэтому самая надежная дезинфекция и профилактика одержания - это желание чисто мыслить, чисто чувствовать, и также чисто и достойно жить в реальных и во многом не простых земных условиях.
Народная медицина имеет свои традиции борьбы с этим тягостным явлением. Рекомендуется помещение больного в условия одиночества, что препятствует одержателю проявлять себя через жертву. Принцип трудовой деятельности есть одно из эффективных средств борьбы. Перемена места жительства может оказывать положительное влияние на противодействие одержателю.
Однако самым решающим условием, блокирующим так называемое подселение (возможность повторных одержаний после изгнания одержателя сохраняется 1000 дней вследствие нарушения ментального принципа или дефекта ауры), может быть путь духовного совершенствования, безусловный отказ от порочных мыслей в любом из проявлении и своего рода религиозный ("Религаре" в переводе с греческого - связь с Высшим- авт.) прыжок, подвиг в рамках любого духовного продвижения. ( Эзотерический словарь, сост. Корженьянц Б.Р., Москва, 1993 г., изд. Русского духовного центра).
УЧИТЕЛЬ - одно из самых священных и сокровенных понятий, олицетворяющих эволюционную ступень в духовном восхождении человека.
"…каждое устремление, ведущее к объединению ученика с Учителем, ведет к познанию высших законов. Ученик, не желающий Учителя, тем признает свое невежество, ибо приостанавливает свое развитие. Ведь каждая сила, влекущая дух кверху, есть сила развития. Как же будем расширять сознание и возвышать дух, если не примем Руку Иерарха?" "Только силою преданности Учителю можно достичь утончения сознания". (Иерархия,128)
"Укажите сердцу вашему стать как можно ближе к Учителю. Если утверждение Учителя нуждается в словах, начните беседовать с учителем, как бы Он был рядом. Ответ Учителя не нужно ждать в обычных словах только. Ответ может быть во множестве знаков как очевидных, так и в дальних по расстоянию. Можно принять в себя весь объем жизни, чтобы усмотреть знаки великого творчества". (Сердце,285).
"Кто-то молодой спросит: "Как понимать Агни Йогу?" Скажите "Как распознавание и применение к жизни всесвязующей стихии огня, питающей зерно духа". Спросят: "Как же мне подойти к этому познанию?" "Очисти мышление и после познай три наихудших свойства твои и предай их сожжению в огненном устремлении. И тогда избери себе Учителя на земле (т.е. еще сам пребывая на плотном плане, сознательно, - авт.) и, познавая Учение, укрепи тело данными лекарствами и пранаямой. Увидишь звезды духа, увидишь огни очищенных центров, услышишь голос Учителя Незримого и вступишь в прочие тончайшие понимания, преображающие жизнь. Помощь тебе, вступивший, готова и поручение дано, ты познал, что радость есть особая мудрость. Ты не вернешься к прежнему берегу потока.Ты осознал пространственные битвы. Для тебя более нет слепой очевидности. Ты познающий сотрудник и брат!" (Агни Йога,185).
"Принять понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность". (Агни Йога,43)
Однако "… неимоверно трудно услышать голос Великого Учителя. Большие духовные накопления нужны для этого. И, как часто в самообольщении, многие, лишь бегло прочитавшие книги Учения, принимали голоса из Тонкого Мира за голос Учителя. Приближаться к Учению Великих Братьев человечества и изучать его могут лишь очень сильные духом, обладающие духовным равновесием и распознаванием. Много обольщений и всяких прельщений из тонкого мира осаждают продвигающихся на пути. Единое мерило, единый светоч, ведущий к цели, есть чистое горение сердца. Именно чистое сердце и ясное сознание укажут верный путь. Вот почему в Учении так указывается на очищение мышления, расширение сознания и на воспитание сердца". (Письма Е.И.Рерих, т1, стр.440-441).
ЦЕНТРЫ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ - также "Чакры", энергетические центры, находящиеся в тонком (астральном) теле человека, раскрытие которых обуславливает пробуждение высших сил и энергий человека.
ШАМБАЛА - понятие Шамбалы связывается с Ашрамом Старших Братьев Человечества - Махатм или Учителей, стоящих на ступень выше планетного человечества в его космическом эволюционном развитии. На протяжении миллионов лет они незримо руководят эволюцией Земли, помогая преодолевать ступени восхождения. Работа по удержанию планеты в рамках эволюционного плана осуществляется ими через акт величайшей Космической Жертвы - отказа от присутствия в адекватных их развитию сферах и планах бытия.
Владыкой Шамбалы, Великим Махатмой Морией было дано учение "Живой Этики", которое обнародовала Е.И.Рерих в 1924-1937 гг. Это своего рода провозвестие Новой Наступающей Эры, Новое Евангелие для человечества будущего.
Космогонические аспекты эволюционных процессов человека и вселенной были даны Е,П.Блаватской, которая была выбрана Братством Шамбалы для обнародования учения Махатм в девятнадцатом столетии.
Современное понимание Шамбалы адекватно так называемому энергетическому фокусу (полюсу) Земли, который является связующим звеном с окружающим планету разумным Космосом. Синонимы Шамбалы - Калапа, Долина бессмертных (в Азии), Беловодье (в России), Рипейские горы, Братство Грааля, Царство пресвитера Иоанна (в Европе).
ЭЛЕМЕНТАЛЫ - Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырех царствах или стихиях - земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (элементалы земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня) и ундинами (воды). За исключением некоторых из высших классов и их владык, они являются скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами. Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям - а в этом случае они порабощают медиумов, - будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа, порожденные на 5-м, 6-ом, 7-ом планах нашей земной атмосферы, называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные, пинки, банши, болотные, белые дамы, привидения, феи т т.д. и т.п.
ЭЛЕМЕТАРИИ - развоплощенные души нравственно деградировавших людей, которые, как правило, уже до своей физической смерти лишаются своих высших принципов и тем самым утрачивают возможность на бессмертие. (В Агни Йоге называются "живыми мертвецами". "Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов, а вы идите за Мною" - призыв Христа на Путь Духа).
Элементарии неодолимо притягиваются к земле, и элементам, родственным их грубым натурам. Пребывание Э. в низших слоях астрального плана разниться по длительности, но неминуемо кончается распадением, растворением их на первичные атомы в окружающих элементах.
Другая интерпретация Э. отводит им роль искусственных элементалов, что может трактоваться, как своеобразный мыслеобраз, который является результатом мысли человека и носит условный и временный характер.